Воспоминания о прошлых жизнях

Просмотров: 1330
Блог
Лиза Миллерауг, 2010, Нью Йорк Таймс
Перевод с английского языка: Диана Орлан

Peter Bostock and his wife, Jo-Anne, of Winnipeg, Manitoba. He believes they loved each other in past lives working on an estate in 1880s Derbyshire, England. Credit Dustin Leader for The New York Times

Доктор Пол Де Белл считает, что в одной из своих прошлых жизней был пещерным человеком. Доктор Де Белл –седовласый психиатр, выпускник Корнелльского университета, и это заявление особенно контрастирует как с его внешностью и серьёзностью, так и с типичной психотерапевтической обстановкой в его рабочем кабинете –кожаным диваном и гранитным журнальным столиком.

В той далёкой инкарнации «Я шёл и шёл, шёл и шёл, и меня съели», - говорит Доктор Де Белл. Сейчас он ведёт частную практику в Нью-Йорке и специализируется в гипнотерапии для тех клиентов, которых надеются вспомнить свои прошлые жизни. Доктор Де Белл всегда подчеркивает то, как прошлые жизни могут изменить сегодняшнее самоощущение человека. Сам он, в частности, верит в то, что он не только психиатр, живущий и работающий в Манхэттене 21 века, но и бессмертная душа, когда-то жившая в теле тибетского монаха и сознательного немца, который отказался выдавать своих соседей-евреев во время Холокоста.

По словам Доктора Де Белла, «вера в реинкарнацию позволяет изучить собственную историю и придает другой смысл тому, что значит быть человеком».

 Dr. Brian Weiss, conducting a group hypnotherapy session at the convention center in Sydney, Australia. Credit Lisa Hogben for The New York Times

Питер Босток, вышедший на пенсию преподаватель английского языка из Виннипега, Манитоба, говорит, что в 1880-х годах он управлял большим имением, возможно Чатсворт, в Дербишире в Англии. Он считает, что был влюблен в свою сегодняшнюю жену, Джо-Анну, которая тогда была в теле поварихи и работала на кухне имения. Он был женат на другой женщине и не мог дать волю своим чувствам.

Питер Босток говорит, что сейчас он и его жена оба чувствуют «притяжение и узнавание близкой души». Вместе с супругой он посетил семинар Доктора Брайана Вейсса, американского специалиста в области реинкарнаций.

На второй день семинара, изнемогая от жары, Доктор Вейсс, 65-летний флоридец с ястребиной внещностью и безмятежными синими глазами, был одет в поло небесно-голубого цвета. В обеденный перерыв, после полезного перекуса, он говорил о возросшем на Западе интересе к теме реинкарнаций. Как и Доктор Де Белл, он – психиатр, выпускник Колумбийского университета и Йельской Медицинской школы.

Опубликованная Доктором Вейссом в 1988 году работа «Много жизней –много мастеров» подверглась жесткой критике со стороны медицинской элиты. В книге приводятся подробности работы с пациенткой Катериной, которая под гипнозом вспоминает многие свои прошлые жизни и освобождается от парализующих ее страхов. Сейчас, когда продано более чем миллион экземпляров книги, Доктор Вейсс рассказывает: «Врачи пишут мне по электронной почте и мы можем более открыто обсуждать эти темы Мне пишут не только психиатры, но и хирурги и архитекторы».

В 2009 году на одном из американских форумов, посвященных религии и общественной жизни, были опубликованы данные о том, что более четверти американцев верят в реинкарнации. Джулия Робертс недавно заявила журналу Elle, что, хотя она была воспитана в христианских традициях, ей стали очень близки верования индуистов, и что в одной из своих прошлых жизней она была «крестьянином-революционером».

Peter and Jo-Anne Bostock, in a prairie near Winnipeg, believe they have a connection from past lives. Credit Lisa Hogben for The New York Times

На Каннском фестивале в мае 2010 года был представлен тайский кинофильм о реинкарнациях, «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни», который был отмечен главной наградой фестиваля. По сюжету фильма пожилой человек на смертном одре видит свою кончину так же явно, как и жизнь, и просматривает свою прошлую жизнь в теле быка так же ясно, как жизнь в нынешнем человеческом теле.

В религиозных терминах человеческая история – рождение, жизнь, смерть и перерождение- тысячелетиями воспринималась на Западе довольно однозначно. Вы родились. Вы жили. Вы умерли. После Суда вас отправили в рай (или в ад) навсегда. Вечность была концом и обжалованию не подлежала.

Но более миллиарда индуистов и полмиллиарда буддистов, а также древние греки, некоторые иудеи и христиане тысячелетиями верили во что-то совсем иное. По словам теологов, их подход был циклическим. Вы родились. Вы живете. Вы умираете. Никто не совершенен, и потому ваша душа снова рождается, но не в другом месте или в другой сфере, не только в метафизическом смысле, а прямо здесь, на земле.

Гададхара Пандит Даса, первый священнослужитель-выпускник Колумбийского университета, назвал это «повторной попыткой», как будто вы проходите переэкзаменовку. Через какое-то количество попыток, вечная душа в конце концов достигает совершенства. И только тогда наступает освобождение (то, что индуисты называют «мокша») и душа отправляется жить к Богу.

Духовно настроенные американцы влюблены в восточные религии еще с 1968 года, когда «Битлз» путешествовали по Индии, но для целого поколения людей и даже дольше, реинкарнации оставались маргинальным и постыдным верованием.

«Я помню, как, лет 30 назад, если люди хотели узнать больше о реинкарнации, они заглядывали в книжный магазин в самый его отдаленный его уголок, в секцию под названием «оккультизм», и это было таинственно», - говорит Джанет Каннингэм, президент Международного Совета по Регрессионной Терапии, группы профессионалов-терапевтов и исследователей в области прошлых жизней. Сейчас культура Востока находится рядом с нами, доступна по Интернету и в каждой студии йоги.

В то же время, всё большее количество людей не удовлетворены западной религией, особенно молодёжь. Гададхара Даса отмечает, что студенты колледжа, в основном воспитанные в духе христианства или иудаизма, «не отступились от идеи духовности или религиозности. Они устали от догм, с которыми выросли». В соответствии с американским исследованием религиозной идентификации 2008 года, пятнадцать процентов американцев не причисляют себя к приверженцам какой-либо религии, и эта цифра удвоилась с 1990 года.

 Dr. Paul DeBell, a psychiatrist who believes he was a caveman. Credit Casey Kelbaugh for The New York Times

Стивен Протеро, профессор, преподаватель религиоведения в Бостонском университете, автор книги «Бог не един: восемь конкурирующих религий правят миром», провёл исследование западного интереса к восточным религиозным практикам и предположил, что увлечение идеей реинкарнаций связано с относительным благополучием американцев. Современные американцы, с их оптимизмом и материальным успехом, видят в реинкарнации возможность отложить загробную жизнь на какое-то время, - как он объяснил по электронной почте, - «Реинкарнация означает, что у вас так и не наступает момента, когда вы вынуждены сказать, что умерли».

Популярные сегодня проповедники идеи реинкарнации – это не монахи или теологи, а терапевты, то есть посредники между наукой и религией, которые подтверждают достоверность нерациональных верований.

Доктор Вейсс подчёркивает, что, будучи врачом, он не предполагал, что будет применять терапию прошлых жизней в условиях терапевтического сеттинга. Катерина, пациентка из его книги, находясь под гипнозом, вспоминает времена и места с необычайной исторической точностью, в деталях, которые, по его словам, она бы никогда не могла придумать. В одной из своих прежних жизней Катерина была египетским слугой, отвечавшим за бальзамирование трупов. «Я вижу глаза», -сообщила она Доктору Вейссу под гипнозом, -«Я вижу женщину, богиню, c украшением на голове, Осирис… Сирус… что-то такое».

Критика гипнотических регрессий отвергает такие видения, говоря об их научной недоказанности. “Ум обычно заполняет пустоты», - считает Доктор Джим Такер, детский психиатр из Университета Виргинии, который изучает записи прошлых жизней. «Чем отличаются эти видения от материалов снов и грёз – вот в чём вопрос». Тем не менее, высочайшая квалификация Доктора Вейсса и его первоначальный скептицизм открывают двери к вере в реинкарнации для тех людей, которые в другом случае могли бы остаться в стороне.

Сейчас, в пост-фрейдистскую эпоху, терапия прошлых жизней имеет свои преимущества. С одной стороны, это быстрый метод терапии. Обычная сессия регрессии длится несколько часов и стоит около ста долларов США за час работы. Пациент под гипнозом проходит через направленную визуализацию. На одном из своих семинаров Доктор Вейсс погрузил более двухсот человек в медитативное состояние и затем предложил им представить, как они заходят в одну из пяти дверей. На дверях были обозначения «1850 год», «1700 год», «1500 год» и так далее. «Любой хороший терапевт может использовать эти техники и их можно освоить за неделю,» - считает Доктор Вейсс.

Если в классическом психоанализе пациенты должны были приходить на приём несколько раз в неделю и говорить о своих родителях, детских травмах и снах, то терапевты прошлых жизней обещают помочь получить доступ к памяти на беспокоящие пациента темы всего за одну сессию. Катарсис и исцеление являются практически неизбежными результатами, - отмечает Доктор Вейсс, - «И вам для этого не нужно шести недель доверия, - это быстрая форма терапии».

 Gadadhara Pandit Dasa, a Hindu chaplain at Columbia, says reincarnation is “a re-do.” Credit Nicole Bengiveno/The New York Times

Среди терапевтов в области прошлых жизней разгораются споры о том, возможно ли решить эмоциональные проблемы через «изменение» памяти прошлых жизней. Например, научиться плавать и не утонуть, или пустить стрелу в своего убийцу. Доктор Вейсс является противником таких манипуляций с памятью. «Я хочу, чтобы воспоминания приходили к человеку в неотредактированной, неизменённой форме,» - говорит он. Более того, терапевты стали расширять понятие «памяти», оставляя в стороне вопрос о том, является ли сцена, приходящая в сеансе гипноза, «реальной» или нет.

«Я провела несколько тысяч индивидуальных регрессий в прошлые жизни,» - рассказывает Мисс Каннингем из Международного Совета по Регрессионной Терапии, - «И я бы сказала, что не знаю, откуда приходят эти воспоминания. Потому «реинкарнация» - возможно, означает единичную душу, которая снова и снова перерождается. И это может быть аспектом энергии души. И это может быть коллективным бессознательным. Я думаю, некоторые люди могут уходить в область фантазий. Это может быть аллегорией или метафорой ума». Чем бы ни являлись эти видения, Мисс Каннингем считает, что само раскрытие их для человека является терапевтичным.

Исследования в области сознания и выхода сознания за границы тела продолжаются. Так, Доктор Ян Стивенсон, который с начала 1960-х годов собрал более двух тысяч записей опросов детей в возрасте от двух до семи лет, говорил о том, что дети, возможно, вспоминали свои прежние жизни очень явно и без помощи гипноза.

Большая часть этой работы была проведена в Азии, где достаточно распространена вера в прошлые жизни. Там, в Азии, Доктор Стивенсон, в частности, нашёл ребенка, который родился с деформированной рукой, и помнил, как отрезал себе пальцы в предыдущей жизни. Доктор Стивенсон отправился в деревню, которую назвал ребёнок, и проверил, что такой случай действительно имел место. Несколько детей из Бирмы вспомнили, что в каких-то из прошлых жизней были японскими солдатами и погибли во Второй Мировой войне, а также что очень любили суши своей национальной кухни.

Доктор Такер, руководитель Детской и Семейной Психиатрической Клиники в Университете Виргинии, также изучает воспоминания детей в США. В частности, он обнаружил, что один мальчик в свои полтора года начал говорить о том, что когда-то он был собственным (уже покойным) дедушкой. «Он описывал такие детали жизни своего деда, которые подтвердили его родители и, по их словам, он не мог узнать эти подробности обычным образом». Доктор Такер не утверждает, что такие случаи добавляют доказательства достоверности реинкарнаций, но он предлагает открыто подходить к вопросу реинкарнаций.

«Возможно, что-то выживает после смерти мозга и смерти тела, и эта часть как-то соединяется с вновь рождённым ребёнком,» - считает Доктор Такер, - «Я убеждён, что в мире существует нечто большее, чем физическая Вселенная. И есть часть ума, которая являет собой нечто объективное и реальное».

Лиза Миллер – редактор Newsweek, автор работы «Царствие небесное: наш неизменный интерес к жизни после жизни»

Данная статья напечатана 29 августа 2010 года под заголовком «Воспоминания о прошлых жизнях».

Оригинал английской статьи опубликован на сайте The New York Times